История праздника спаса яблочного

12.01.2019
0
5
Яблочный Спас
Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Преображение Господне. У этого термина существуют и другие значения, см. Яблочный Спас (значения).
Малороссийские типы В-садку.jpg

Я?блочный Спа?с — день в народном календаре славян, приходящийся на 6 (19) августа. Являлся одним из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась от лета к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо[1].

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы[2]. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая[1]. В этот день они освящаются в церкви[3].

Другие названия

рус. Спас, Великий Спас[1], Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне[4], Праздник первых плодов[5], Горохов день[6], Первые осенины[7], Осенины[8]; укр. Спас другий, Великий Спас[1]; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас[9], Другі Спас[10]; серб. Преображење[1]; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир[1]; польск. Pacskie Przemienienie[1].

Славянские традиции

Н. Бодаревский. Яблочный спас в Малороссии «Спас», Винничина. Марка Украины, 2002 Яблочный пирог crop.jpg

В этот день в церквях освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Освящённые колосья и семена сохраняли до следующего сева[11].

У восточных славян существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до этого дня не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует[когда] освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам[12].

В русских деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о суженых, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»[13].

В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами. В народных традициях пироги пекли из постного теста[11].

В этот день провожали закат солнца в поле с песнями[8]. В Новгородской губернии и соседних уездах других губерний вечером собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали[14]:

Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещёного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещёный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мёд, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещёный мир,
Бьём челом и кланяемся!

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек «не се пребрази», то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна[15]. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. Так в Неготинской Крайне[sr] (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось что чем дальше разлетались семечки из него, тем больше будет урожай винограда[15].

В Моравии и западной Словакии[когда?] на Яблочный Спас совершали специальный обряд[какой?], называемый «запиранием винограда»[15].

У сербов бытовало поверье, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству)[15].

Поговорки и приметы

  • Какой второй Спас, такой и январь[16].
  • Каков день на второй Спас, таков и Покров[17].
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму[18].
  • Первая встреча осени — первые Осенины[7].
  • На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках[2].

См. также

commons: Яблочный Спас на Викискладе n: Яблочный Спас в Викиновостях
  • Медовый Спас
  • Третий Спас
  • Успенский пост или Спасовка

Примечания

? 1 2 3 4 5 6 7 Агапкина, 2009, с. 258. ? 1 2 Некрылова, 2007, с. 401. ? Коринфский, 1901, с. 360–362. ? Полищук, 1999, с. 580. ? Алексеев, 2006, с. 33. ? Власова, 2000, с. 198. ? 1 2 Надель-Червинская, 2011, с. 234. ? 1 2 Даль, 1880—1882. ? Лозка, 2002, с. 161. ? Васілевіч, 1992, с. 583. ? 1 2 Котович, Крук, 2010, с. 229. ? Котович, Крук, 2010, с. 228—229. ? Коринфский, 1901, с. 361. ? Коринфский, 1901, с. 363. ? 1 2 3 4 Агапкина, 2009, с. 259. ? Чичеров, 1957, с. 19. ? Брудная и др., 1996, с. 237. ? Тарханова, 2000, с. 143.

Литература

  • Преображение Господне / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 258—259. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Алексеев, Л. В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры: в 2 кн. Кн. 1. — М.: Наука, 2006. — 289 с. — ISBN 5-02-010351-9.
  • Спасать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 4.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Спас-Преображенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 360—364.
  • Преображение Господне / Лукашевич А. А., Гринберг М. В., Пожидаева А. В. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 430. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.
  • Ляховская, Л. П. Православная обрядовая кухня : праздники, традиции, обычаи, обряды. — СПб.: Кристалл, 2001. — 446 с. — (Мир увлечений). — ISBN 5-306-00118-1.
  • Максимов С. В. Спас // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 488—491.
  • Надель-Червинская М. Личные имена русской паремиологии. Лингвокультурологический словарь / Рецензент — dr hub. Tatiana Stepnowska. — Тернополь: Крок, 2011. — 258 с. — (Библиотека Научного Альманаха «Studia Methodologica»). — ISBN 978-966-2362-86-2.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Некрылова А. Ф. Осинский ежегодник Вып. 1. Краеведческое издание / Под ред. В. А Алексеева. — Оса: Росстани, 1993. — 80 с.
  • Полищук Н. С. Развитие русских праздников // Русские / В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 573–601. — ISBN 5-02-009558-3.
  • Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. — М.: ИЭА РАН, 2000. — Т. 4. Общественный быт. Праздничная культура. — 244 с. — ISBN 5-201-13720-2.
  • Тарханова А. От морозов до морозов: фенологические наблюдения. — Тюмень: Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа. Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — 222 с.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX веков (Очерки по истории народных верований) / Отв. ред. В. К. Соколова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 235 с.
  • Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб.: Респекс, 1996. — 560 с. — ISBN 5-7345-0063-1.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612.  (белор.)
  • Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2.  (белор.)

Ссылки

  • Преображение (Яблочный Спас) // Российский Этнографический Музей
  • Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа // Православный календарь (pravoslavie.ru)

история праздника спаса яблочного
??????? ????????? ???????? ???? (???????????? ????????)

???????? ???? ? ?????????? ? ?????? ???????? ??????? ?????????? ?????????, ?????????? ????????????? ??????? ???? ? ????? ?????? ??????. ????????, ??? ???????????? ???????? ?????? ? ?????? 12 ???????? ???????? ???????????? ??????????. ??????? ???? ????????? ???????? ???????? 19 ???????. ?? ?????????? ?? ????? ????????, ?? ????? ??????? ????, ?????????????? ?? ??? ??????? ?????? ??????. ???????? ???? ?????? ?????? ?????? ????????? ???, ?? ??? ??????? ?? ????? ????????? ? ?????????.

??????? ???????????? ????????? ? ??? ?????

????? ? ????????? ????????? ??? ?????. ??????, ????????? ?????? ?? ????, ?????????? ?? 14 ???????. ? ???? ???? ???????? ????????? ?? ???????? ? ????????, ????????? ?????? ?????, ? ??????? ?????? ????, ????????? ?? ??????. ?????? ????????? ???????? ? ??????? ????, ???????? ??????? ?? ??? ???????, ??? ? ????? ??? ???? ????????? ???? ???.

????? ??????? ?? ???? ????????? ?????? ???? ? ???????? ??? ???????? ?????? ??????. ????? ???? ??????????? ??????????? ? ???? ?????? ? ?????? ??????. ???????? ?????? ? ??????? ??????? ?????????? ? ??????? ????????, ?????????? ?????. ?????????, ??? ???? ???????????? ?? ????????? ???????, ?? ?? ??? ????? ??????? ????? ??????? ?????????? ? ???????? ?????????. ???????? ???? ??????????, ??? ?????? ? ???? ???? ???????? ?????? ????????? ?????, ? ????????? ??? ???????? ???????????? ?????????? ???????.

?????? ???? ? ?????? ???????? ????????, ? ????????? ????????? ?? ???????? 29 ???????. ?????? ? ????? ????? ????? ?????????? ??????? ? ?????????? ? ????. ????? ???????????? ????? ??? ?????? ?? ???????, ? ???? ????, ??? ??? ?????? ??????????? ?? ????? ?????. ? ???? ???? ??????????? ??????????? ?????????? ?????????? ??????? ? ???????.

????? ? ??????? ????????? ?????

???????? ??????????, ??? ?????? ???? ?????? ?? ????? ??????????????? ????????? ????? ?????. ? ????????? ??????? ????? ?? ????? ??? ????????? ????????? ? ????????????. ???? ????? ????????? ? ?????? ?????? ?????? ??????????? ??????????? ? ???? ??? ???????????. ???????? ??????, ??? ?????? ? ???? ???? ???????? ?????? ????? ? ??? ????? ????????, ???????, ???? ? ???????.

???????????? ???????? ? ???????????? ?????? ???????? ??? ?????? ?? ????. ???????? ?????, ??? 19 ??????? ? ????? ?? 40 ???? ?? ???????? ??????, ????? ? ??? ??? ??????? ????????? ?? ???? ?????. ????? ????? ????? ????????, ??? ???? ????? ??????? ???????? ????, ? ?????? ???????????? ? ???????????. ??? ????? ??????? ???????????? ?? ?????? ? ?????, ?????? ? ??????, ?????? ?? ???? ??????????????.

? ???? ??? ??????? ????????? ?????, ??? ??? ??????? ?? ??? ????? ??????? ???????????? ??????? ?? ??????, ? ????? ???????????. ??????? ??????-???????? ???????? ????? ???????? ???????????? ?? ???? ???????? ???????. ?????????? ? ?????, ??? ??????? ???? ????? ???????? ??????, ????? ???? ??? ???????? ??. ???????? ???????? ???? ?????? ? 4 ????, ????? ????, ??? ?? ???? ????? ??? ?????? ????, ????????????? ???????????? ????????.

???????? ????????? ?????? ??????

???????????? ???????????? ?????????? ?????????? ? ???????? ????????? ??????. ?? ????? ???????????? ????? ??????? ? ????? ?????. ? ?????? ??????? ??????????? ????? ??????????, ? ????? ? ???????? ??? ? ????????? ??????. ?? ????? ???????? ???? ????? ? ??????? ????????????. ????????? ??????????? ????????? ? ??????????? ???????, ????? ? ??????? ???? ????????? ?????????.

??????????? ? ???? ???? ???????? ????? ? ??????? ??????? ? ??????????, ????????, ???????, ??????? ? ??????? ??????? ? ???????, ?????????? ? ????. ?????? ????????? ???????? ???? ?????, ????? ?? ??????? ?????? ??????????? ???????? ????. ??????? ????? ?? ???????? ??????? ?????? ? ????? ? ?????????? ?????????, ??????????????? ? ????????. 19 ??????? ??????????? ?? ?????? ???? ??????, ?? ? ???????? ?? ?????????????: ?????? ???????, ?????, ??????.

????? ??????? ?????? ??????? ????? ? ???????? ?????????? ? ???????? ????? ????????. ???????? ??????? ?? ????????? ? ???? ???? ? ?????? ???????? ????????? ??????? ? ????, ??? ???????? ? ??????. ????? ?????????? ????? ??????????? ????? ?? ????????, ?????? ???????? ????????? ?? ?????? ?? ??????? ????? ??????, ?? ? ?? ????????, ?????????? ??? ?????????.

???????? ???? ?????? ?????????????? ?????? ?????, ? ?????? ??? ????????? ?????????. ?? ???? ???? ????? ???? ?????? ?????? ?????? ??????? ? ?????????? ????????????? ?????. ???????? ????????, ????? ???? ? ???????????? ???????? ?????????? ??????? ????, ????? ? ? ?????? ?????, ? ????? ?????? ? ? ?????????? ?????.

Яблочный спас: история праздника и традиции

Автор:
Владимир Мананников

Яблочный спас: история праздника и традицииКаждый год 19 августа народ отмечает Яблочный спас. Это яркое летнее торжество, разбавляющее весельем суровый Успенский пост, проходит в несколько этапов.

В празднике сплелись церковные традиции и языческие верования, о которых мы расскажем ниже.

В древние времена существовали не только Ореховый, Медовый и Яблочный, но и другие Спасы, посвященные продуктам – грибам, ягодам, хлебу.

До наших дней сохранилось лишь трио главных августовских торжеств, возможно потому, что все они нашли свой церковный эквивалент.

Так, Яблочный спас совпадает с православным праздником Преображения Господня. В этот день люди традиционно несут в церковь садовые фрукты и овощи (а не только яблоки), чтобы их освятить.

Обычаи и приметы Яблочного спаса

Историки полагают, что имя древнему празднику дал языческий бог Спас (в других источниках – Вакха), которому трудолюбивые земледельцы посвящали свой обильный урожай (в основном, виноград, а там, где он не рос – яблоки).

До значимой даты плоды считались зелеными и незрелыми, поэтому употреблять их в пищу не рекомендовалось. Зато после 19 числа кушать яблочки можно было в любых количествах.Яблочный спас

Люди верили, что съеденный в этот день фрукт наделит их здоровьем, долголетием и недюжинной красотой.

В IV веке торжество включили в христианский календарь, связав его название с фигурой Христа Спасителя и Преображением Господнем.

Праздник также именуют Спасом на горе, Вторым спасом или Днем первых плодов. Из августовской тройки он считается самым важным и значительным.

Описание праздника Яблочный спас

Современная суть праздника будет понятна из библейской истории о Преображении господнем. Перед самой смертью Иисус обратился к ученикам своим, поведав о грядущих страданиях во благо человечества.

На горе Фавор он собрал апостолов и во время молитвы преобразился перед ними. И увидели они, что одежды Христа в мгновение побелели, а лицо засияло.

До смены календаря на григорианский праздник отмечался 6 августа. В этот день в храмах проводится Божественная литургия, поется канон, а в финале освящаются яблоки и прочие плоды, собственноручно выращенные и принесенные прихожанами.

В Яблочный спас принято поминать всех, кто умер, а также относить освещенные плоды на могилки детей.

Считалось, что если родители до самого праздника не будут есть «дары лета», то их почивших малышей на небе ждут гостинцы от Девы Марии, в том числе золотые райские яблочки.


Яблочный спас: как отмечать и соблюдать традиции

Народ старался не лакомиться фруктами и овощами вплоть до Яблочного спаса (разрешены были только огурцы и ягоды).

Зато начиная с этой священной даты можно было «разговеться яблочком» и попотчевать организм другими свежими витаминами. Плоды по словам верующих обладали истинной магией и способствовали исполнению желаний.

Праздник также называли «Первые осенины» или «Встреча осени». Торжество напрямую связано с проводами лета: считалось, что с 19 августа начинает холодать, и солнечный сезон уступает свои права осеннему ненастью.

Поэтому в этот светлый день пеклись пироги с ароматной начинкой, варились яблочные джемы и варенья, в полях устраивались веселые хороводы и пелись песни.

Приготовленной выпечкой и иными лакомствами было принято угощать прохожих, в особенности, нищих.

Была примета: чем больше в этот день благ отдашь бездомным и беднякам, тем лучше позаботится Господь о твоей почившей родне. Хозяева садов обязательно выставляли на дорогах тележки с фруктовыми угощениями.

Если вы еще раздумываете, как отметить и что приготовить на Яблочный спас, отдайте предпочтение самому популярному народному десерту – печеным яблокам с медом (можно с добавлением корицы).

Среди других ароматных лакомств – штрудели, блинчики, сытные каши, пирожки, сладкие компоты из фруктов и кисели («грушовники»).

Яблочный спас: история и традиции праздника
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Теги к новости:
Комментарии
Добавить комментарий
Похожие новости:
16.01.2019
Из года в год Яблочный Спас отмечают в один и тот же день – 19 августа. Яблочный спас или Преображение Господне
14.01.2019
Не забудьте поздравить с праздником родных и близких ??????? ? ???????????? ????????. ???????? ????. ????????? ???????????? ???????? ? ????????? ????????????? ????????. ???????? ????? ?? ??????? PozdravOK.RU. ??????? ???? ????????????? ? ????????…
12.01.2019
19 августа христиане отмечают сразу два больших праздника: Яблочный Спас и Преображение Господне. История и происхождение праздника Яблочный Спас или
10.01.2019
В народном календаре славян Яблочный Спас — это один из главных праздников урожая, знаменующий окончание лета. В этот день было принято
30.12.2018
19 августа христиане отмечают сразу два больших праздника: Яблочный Спас и Преображение Господне. «Пришел Спас – держи рукавички про запас», – именно
20.12.2018
Бесплатные открытки Яблочный Спас — замечательный религиозный праздник, его ещё называют вторым Спасом или праздником Преображения Господня. По библейской легенде Иисус
18.12.2018
Полезная статья? Поделитесь с друзьями: Содержание: В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый
18.11.2018
Содержание1 Красивые картинки с Яблочным Спасом от Елены Райчик2 Красивые картинки «Яблочный спас» бесплатно3 Яблочный Спас — анимационные картинки (гифки) Яблочный
17.11.2018
История и происхождение праздника Яблочный Спас или Преображение Господне: как отмечают православные верующие. В чем христианская сущность Преображения Христа. Освящение
16.11.2018
История и происхождение праздника Яблочный Спас или Преображение Господне: как отмечают православные верующие. В чем христианская сущность Преображения Христа. Освящение
13.11.2018
Содержание1 Красивые картинки с Яблочным Спасом от Елены Райчик2 Красивые картинки «Яблочный спас» бесплатно3 Яблочный Спас — анимационные картинки (гифки) Яблочный
27.10.2018
История и происхождение праздника Яблочный Спас или Преображение Господне: как отмечают православные верующие. В чем христианская сущность Преображения Христа. Освящение
13.10.2018
Праздник Яблочного Спаса (Преображения Господня) занимает особенное место в сердцах православных христиан, вызывая самые трепетные душевные чувства. Как глас Яблочный
22.09.2018
Содержание1 Красивые картинки с Яблочным Спасом от Елены Райчик2 Красивые картинки «Яблочный спас» бесплатно3 Яблочный Спас — анимационные картинки (гифки) Яблочный
14.09.2018
Полезная статья? Поделитесь с друзьями: Содержание: В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый
22.08.2018
19 августа, или 6 августа по юлианскому календарю, отмечается Яблочный Спас – народно-христианский праздник, имевший большое значение для восточных славян
21.08.2018
Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Преображение Господне. У этого термина сущес Сегодня 19 августа 2018 отмечают
выбрать фон